Результаты ЕГЭ по обществознанию: успехи и типичные ошибки

Подробности
Обществознание является весьма востребованным предметом по выбору для сдачи ЕГЭ. Выпускники 2017 года (1431 человек – 46,3% от общего количества выпускников города) показали достаточно высокий уровень подготовки по обществознанию. Средний балл по городу и успеваемость достигли соответственно 60,3% и 94,1%, что выше аналогичных показателей по России на 4,9% и 7,9%.
В 41,3% образовательных учреждениях города средний балл ЕГЭ по обществознанию превышает средний балл по городу (60.3б.).
38 выпускников из 26 ОУ получили от 90 до 100 баллов, и 138 выпускников из 47 ОУ от 80 до 90 баллов. В 2017 году наблюдается положительная динамика при выполнении большинства заданий ЕГЭ - учителя поработали над типичными ошибками прошлого года. И задания на анализ информации, сравнение, устанавливание соответствия выполнены учащимися с положительной динамикой во всех модулях.
Но тем не менее есть типичные ошибки при выполнении заданий ЕГЭ по обществознанию, которые необходимо учесть при подготовке учащихся к итоговой аттестации в 2018 году. В первой части - это задание №2 на соотнесение видовых понятий с родовыми, с которым справились 56% учащихся; задание №20, в котором необходимо показать умение определять термины и понятия, соответствующих предлагаемому контексту. Самым западающим модулем в первой части является модуль «Политика». Понятно, что для того чтобы успешно выполнить задания этого модуля, необходимо не только учить теорию, но и быть в курсе современных событий.
Во второй части западающими стали задания №№ 25 26, 27, 28, соответственно со следующим процентом выполнения – 52, 59, 48, 53. Все эти задания – являются заданиями высокого уровня сложности и соответственно это задания на:
  • раскрытие смысла понятия, использование понятия в заданном контексте (25);
  • раскрытие теоретических положений на примерах (26);
  • применение социально-экономических и гуманитарных знаний в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам (27);
  • задание на составление плана доклада по определенной теме.
С опытом работы по подготовке учащихся к ЕГЭ и выполнению заданий различного уровня сложности выступили учителя города. Орлова Татьяна Николаевна (МБУ «Школа №34») уделила больше времени вопросу подготовки учащихся к написанию мини-сочинения (задание №29), требованиям к выполнению задания и критериям оценивания. В.В.Егоров (МБУ «Школа №94) рассказал о сложившейся системе работы с учащимися 10-11 классов по обществознанию, которая заключается в цикличности прохождения каждого модуля изучаемого предмета.
В заключении были обсуждены изменения в требованиях выполнения заданий и критериях оценивания, которые будут в заданиях №№28 и 29 2018 года.