Практическая реализация приемов технологии продуктивного чтения как необходимое условие реализации ФГОС

Подробности
При переходе на ФГОС учителя города стояли перед сложной проблемой выбора учебно-методического комплекта. Часть учреждений продолжили в основной школе линию учебников «Школа 2100», по которой учащиеся занимались в начальной школе. Но выбор УМК - только часть задачи. Для достижения планируемых результатов необходимо использовать технологии деятельностного подхода. Издательство «Балласс» предложило для учителей русского языка и литературы, общественных дисциплин, реализующих ФГОС в 5-х классах семинар «Практическая реализация приемов технологии продуктивного чтения как необходимое условие реализации ФГОС».
15 и 16 января 2014 года в МБУ №61 Беличенко Д.Ю., методист издательства «Балласс», раскрыл сущность технологии продуктивного чтения. В своем выступлении он подчеркнул актуальность вопроса. Учить продуктивному чтению необходимо детей именно данного возраста, так как исследования показало, что учащиеся не умеют вычитывать информацию из текстов разных видов, а значит, традиционный подход к чтению не приносит эффективного результата. Дмитрий Юрьевич заострил внимание участников семинара на том, что включает в себя полное понимание текста. Это вычитывание трех видов текстовой информации:
  • фактуальной (о чем в тексте сообщается в явном виде)
  • подтекстовой (о чем в тексте сообщается в неявном виде, «между строк»)
  • концептуальной (основная идея текста, его главные смыслы)
Технология продуктивного чтения универсальна, может использоваться на разных предметах и способствует формированию следующих УУД:
-        коммуникативных – формулирование своей позиции, адекватное понимание собеседника (автора)
-        познавательных – извлечение, интерпретирование, использование текстовой информации
-        личностных – в случае если анализ текста порождает оценочные суждения
-        регулятивных – умение работать по плану (алгоритму).
На семинаре были использованы интересные и понятные для учителей примеры, иллюстрирующие этапы продуктивного чтения. А деятельностный элемент, работа учителей в группах с текстами учебников и анализ результата работы группы, показал учителям, как нужно применять технологию на уроках в пятых классах.
Методисты МАОУ ДПО РЦ                                                         Пишкова Л.М., Овчинникова Е.В.